Следующее, с чем мы поэкспериментировали, — это «внутренняя и внешняя кинестетика».
Вы себе хоть представляете, как сложно правильно держать клюшку для гольфа? Вот и я не представлял, пока он не принялся меня учить. Очевидно, необходимо четыре или пять уроков, прежде чем человек сможет держать клюшку правильно, легко и комфортно. Я попросил гольфиста показать мне, как он этому обучает. Он поступил так же, как, очевидно, поступают все, кто обучает гольфу: взял клюшку, встал передо мной, и я должен был смотреть и повторять за ним. Я так и поступил и тут же понял, в чём заключается проблема. Всё, что я мог делать, — это наблюдать за ним, но я же видел перевёрнутое изображение! К тому же смотреть было особенно не на что. Ещё большая проблема состояла в том, что у меня! была обратная связь только относительно моего внешнего! поведения. У меня не было никакой внутренней обратной (связи. Вся стратегия обучения была визуальной. По мере того как мы исследовали это, я додумался, что упускается кинестетическая внутренняя проверка топо, что я делаю. Мы оба держали клюшки, и я начал спрашивать, каковы его телесные ощущения, когда он правильнсо держит клюшку. Он объяснял мне, какие мгновенные мышечные напряжения он ощущает, и я копировал их, не обр>ащая внимания на то, как он выглядит. Он научил меня прашиль-но держать клюшку за 20 минут, и даже сейчас, несколько лет спустя, я могу повторить это легко и естественно.