Знание патофизиологии очень важно, но чтобы опознать проблему при первом же ее проявлении, акушерка должна стать детективом, который по кусочкам собирает сюжет, картину происходящего, то есть диагноз. В учебниках обычно даются самые типичные симптомы патологических процессов в соответствии со статистической вероятностью их возникновения. Статистика создается на основании данных о популяции, и поэтому относится к популяции, а не к конкретному человеку. В нашей практике довольно часто встречаются случаи, когда у женщин и детей развиваются неожиданные проблемы, симптомы которых вы не найдете в учебниках, а имеющиеся признаки проявляются с разной степенью отчетливости. Клиническое заключение зависит от контекста каждой конкретной ситуации.
Несмотря на то, что опасные для жизни ситуации возникают редко, они несут в себе наибольший риск. Анализируя проблему, всегда спрашивайте себя: «Что это может быть в самом худшем случае?» — ив первую очередь убедитесь в отсутствии жизненно опасных проблем.
На каждой ступени к профессионализму человек обрабатывает информацию по-разному. Патриция Беннер (2001) заметила, что новички при решении проблем опираются на правила, прокручивая их в уме и почти не принимая во внимание сопутствующие обстоятельства. На следующем уровне профессионального развития человек начинает лучше чувствовать нюансы ситуации, и понимает принципы, лежащие в ее основании, но ему нужно помочь правильно расставить приоритеты. Начинающему специалисту, который способен сдать экзамен по клиническим проявлениям болезни, возможно, придется нелегко, когда дело дойдет до применения знаний на практике. При встрече с чем-то новым начинающих зачастую охватывает сокрушительная тревога, отнимающая все силы и способности. У многих начинающих процесс принятия решений происходит на уровне сознания. У них также имеется склонность к узости взглядов, из-за чего решение задачи становится для них более важной целью, чем благополучие пациентки.