Кроме ЭПО, действующего начиная с уровня коммитированных клеток-предшественников, выявлены цитокины, активирующие в первую очередь верхние этажи иерархии кроветворения: ФСК (фактор стволовых клеток), FL-лиганд (фактор, обнаруженный в эмбриональной печени), ИЛ-1 и др. Они необходимы не только для пролиферации, но и для выживания «ранних» клеток, которые в отсутствие соответствующих факторов подвергаются апоптозу.
Унипотентными регуляторами дифференцировки являются гранулоцитарный колониестимулирующий фактор — для гранулоцитов, макрофагальный колониестимулирующий фактор — для моноцитов-макрофагов, ИЛ-5 — для эозинофилов, ИЛ-3 — для тромбоцитов, ИЛ-3/ИЛ-4 — для базофилов, ЭПО — для эритроцитов.
Наряду с цитокинами, стимулирующими клеточную активность, обнаружены цитокины, ингибирующие клеточную пролиферацию. В их число входят интерферон-гамма, семейство ФНО (фактор некроза опухолей), ЛИФ (лейкоз-ингибирующий фактор) и др. При этом эффект торможения роста одних клеток может сопровождаться усиленным размножением других.
Одним из примеров практической реализации результатов фундаментальных исследований системы кроветворения стало появление в качестве лекарственных средств рекомбинантных стимуляторов гемопоэза. К их числу относят рекомбинантный эритропоэтин, макрофагальный колониестимулирующий фактор, гранулоцитарный колониестимулирующий фактор, эндогенный лиганд для рецептора тромбопоэтина и др.
Для адекватного потребностям организма образования клеток, прежде всего эритроцитов, требуется большое разнообразие факторов, которые поступают в организм человека с пищей. Их принято назвать «пищевыми факторами».
При дефиците большинства пищевых факторов анемия является наиболее поздним симптомом. В число таких факторов входят микроэлементы, витамины (пиридоксин — витамин В6, рибофлавин — витамин В2, никотиновая кислота — витамин РР, аскорбиновая кислота — витамин С, витамин А, токоферол — витамин Е), а также белок, аминокислоты и калорийность пищи в целом.