Ещё одно преимущество понимания манипуляции. Чем больше вы знаете о навыках влияния и манипулирования, тем меньше вероятность, что вы попадётесь на удочку манипулятора. Цель продавцов, рекламщиков, журналистов и политиков — манипулировать людьми. Изучение навыков манипуляции в таком случае будет для вас прививкой от их влияния, вы разовьёте иммунитет. Это гораздо проще, когда вы знаете, как люди манипулируют другими, чем когда вы становитесь жертвой манипуляции. Есть факт, который я наблюдаю всё чаще и чаще. В нашем обществе люди всё меньше способны встать на позицию Другого или Наблюдателя. В терминах Кена Уилбера мы можем сказать, что общество становится более «личным» и менее «общественным». В терминах Клэра Грейвза мы должны сказать, что общество становится больше ориентированным на уровень 3/СР/Красный и уровень s/ER/Оранжевый (объяснение этих терминов см. в главе 9). Люди перестали замечать друг друга в магазинах, супермаркетах и на улицах; они смотрят на мир своими и только своими глазами. Люди стали менее восприимчивы и великодушны на дорогах. И мы гораздо меньше заботимся об окружающей среде — жевательная резинка на тротуаре, бутылки, выброшенные из окна автомобиля, коробки от фаст-фуда, разбросанные вокруг точек продаж, громкая музыка и крики посреди ночи. Вы можете возразить, что перед этой страной стоят более серьёзные проблемы, чем дурные манеры, но это очень показательный сдвиг ценностей у значительного количества людей, и расплата настанет очень скоро. Я был несколько приободрён популярностью историй о мма Рамотсве, которые возвращают нас (или переносят в будущее?) к тем временам, когда члены сообщества больше заботятся друг о друге.
Мы не можем отрицать того факта, что все мы находимся внутри взаимосвязанных систем и на всех нас оказывается влияние этим сдвигом и его последствиями. Попытаться справиться с этой проблемой можно, научившись смещать позиции восприятия и обучив этому окружающих.